вторник, 5 марта 2013 г.

Транспорт в Индии

     Что надо знать, чтобы водить машину в Индии? Good horn, good brakes, good nerves and good luck*. Наверное, это относиться ко всем видам транспорта. Первое время я не представляла, как переходить дорогу. Как у классика: "Все смешалось: кони, люди"... ну и еще рикши, машины, скутера, мотоциклы, повозки, коровы, собаки. 
 
 
Постепенно втягиваешься и понимаешь, что никто тебя давить не собирается, но надо поймать волну, чтобы пересечь улицу. Светофоры встречаются, но очень редко, поэтому надо запастись good nerves и переходить дороги.  Так как первая часть нашей поездки была организована заранее, близкого знакомства с транспортной системой у нас не получилось. Но все таки...
 

Метро в Дели.
 
По сравнению с трешем на улицах, метро в Дели очень чистое и вполне понятное. Перед каждой поездкой надо купить билет в кассе - автоматов я не заметила. Причем кассиру надо сказать, куда вы направляетесь - от этого зависит цена. Все говорят по-английски, но названия станций не всегда удается верно произнести. Мы тыкали пальцем в карту))). Пр покупке выдается жетончик, который нужно первый раз просканировать на входе в метро и второй раз просканировать и бросить в специальный отсек при выходе. Так что не теряйте его!  Далее проходим на security check. Рамка и интроскоп (вроде так называется этот девайс, где проверяют содержание сумок). Естественно, девочки налево, мальчики направо, досмотр разделяется по полу.  Мне лично показалось, что это досмотр ради досмотра. Многое в Индии сделано, чтобы увеличить количество рабочих мест. Вот досмотр в метро одно из них.  Хотя выглядит все по-серьезному, форма, автоматы и прочие атрибуты. 
 
Первая наша поездка прошла отлично, народу было мало, единственное, когда приехали на нужную станцию, пассажиры стали ломиться внутрь, не давая нам выйти. Оказалось, это были цветочки. Обратно мы ехали в час пик.... Я в первый раз в жизни видела, что на станциях есть специальные люди, которые запихивают пассажиров в вагоны и помогают закрыть двери. No risk, no fun - девиз нашей поездки, сцепившись руками мы ломанулись в вагон. Обрадовались, что таки залезли и без потерь, и тут поняли..... что мы в мужском вагоне.  Не смотря на жуткую давку, вокруг нас образовалось комфортное пространство - индусы боялись попасть в нашу private зону, только удивленно глазели на бесконечно хохочущих русских.
Стоимость поездки: Chandni Chowk- Rajiv Chowk (центр -торговые круги Дели) - 10 рупий
Rajiv Chowk - Mayur Vihar 1 (наше место жительства) - 15 рупий. Все стоимости можно посмотреть на сайте: http://www.delhimetrorail.com/zoom-route-map.aspx


Тук-тук или моторикша.

Маленькие "повозки" для людей наводняют город, но когда тебе нужен этот тук-тук, почему то найти его сложно. 2 раза за всю поездку мы прокатились на этот чуде инженерной мысли Индии. Туристов катают не более, чем 3.. ну максимум 4 человека в одной рикше, индусов же туда набивается человек 10! В Дели, мы еще были не опытные, и взяли рикшу от нашей станции метро до отеля за 250 рупий. 
 
Что, как оказалось, бешеные деньги. В Джайпуре из центра города до отеля на окраине мы доехали за 150. Как и везде, надо торговаться, уходить искать другой тук-тук, обязательно позовут обратно и снизят цену. Последняя поездочка в Джайпуре была очень забавная.  Мы уже сели и поехали, но я так и не была уверена, что водитель понял, куда нас везти. При этом было очень весело, он врубил музыку на полную катушку.. мы ехали по вечернему Джайпуру, горланя песни RHCP.  Я: "Наверное, стоит уточнить, куда он нас везет???" Слава богу, на вопрос, куда мы все таки едем, водитель назвал наш отель. Но не всегда моторикши это безопасно. В Агре у нас случилась мало приятная ситуация. Агра - город мусульманский и имеет дурную славу рассадника воришек, как и многие восточные туристические города. Один парень из нашей компании решил прокатиться вечером, в итоге его завезли в какие-то дебри. Хорошо, что большую скорость на этой тарантайке не разовьешь, наш товарищ успел выскочить на ходу. Так что не ездите на тук-туках в Агре, тем более в одиночку. 
 
 

Местные авиакомпании. 
 
Финальной частью нашего путешествия стал штат Гоа. Туда мы добирались на самолете местной лоу-кост авиакомпании Spice Jet.  В принципе, все было отлично. Нас даже не заставили платить за небольшой перевес багажа (у нас было 22 кг вместо разрешенных 20 кг на человека). Билеты мы покупали будучи в России, стоили они 6000 рублей в оба конца. Рейсы оба раза задерживали, но это нормальная ситуация в Индии. Питания на борту не было, т.е. можно было при покупке билета заказать и оплатить себе еду, но мы не стали. В полете разносили напитки, за которые потом надо было заплатить- на пятерых вышло 100 рупий. Самое смешное, мы так и не поняли кому платить... покинули самолет без оплаты. Приятно, что когда задержали рейс Гоа-Дели нам сначала прислали смс с предупреждением (а-ля полежите еще на пляже, ваш самолет улетит только поздно вечером) и потом выдали сухпайки с соком, печеньем и сэндвичами. Хотя странно, ведь питание на борту не предусмотрено. Кстати, советую изучить билет, особенно, все что написано мелким почерком, у лоу-костов всегда куча ограничений и правил. Плюс не забудьте взять с собой карту, которой оплачивали билет, ее всегда просят при check in.  
 
Да и еще один траффик-момент при посадке на самолет в аэропорту Гоа. Как и везде в Индии, повсюду security check. На Гоа надо его пройти 2 раза, до cheсk in и уже перед посадкой. Но с таким потоком туристов они не справляются. Мы тянули до последнего, не шли на посадку. В итоге, за 15 минут до взлета мы стояли в конце длиннющей очереди, не зная улетим сейчас или нет. Пришлось наплевать на вежливость и проталкиваться на посадку с помощью локтей. Я этого терпеть не могу! За эти 15 минут было потрачено кучу моих нервов.. в следующий раз сразу иду на посадку после check in!  
Когда вернулись в Дели в аэропорту увидела самолет еще одной местной авиакомпании Kingfisher со сгоревшей турбиной.... наверное, не стоит летать ими. 

Скутеры. 
 
Гулять так гулять- приехать на Гоа и не покататься на скутерах??? Да еще по дорогам, где нет правил? Где нет светофоров? Где левостороннее движение? Это преступление!  No risk no fun опять в действии. Скутеры нам стоили по 300 рупий за штуку в день. Т.к. мы брали всего на 3 дня, получилось дорого, но удалось договориться взять их без всяких документов (иногда просят копии паспортов и прочее).  Когда берете байки, проверяйте тормоза! Мой скутер оказался со сломанным передним тормозом, что доставило мне порцию дополнительного адреналина в кровь. Бензин продается в бутылках во всех придорожных лавках за 75 рупий за литр. 
 
 
Первый день мы катались по дорогам вдоль побережья. Указателей на дорогах крайне мало, но можно у любого прохожего спросить направление, все подскажут правильно. Во второй день поехали в Панжи по федеральной трассе, тут то нас и настигла местная полиция. Мы, конечно, какие то неправильные русские. Можно было: 1. Включить дурку, что мы не понимаем ни слова по-английски, 2. Просто проехать мимо, 3. Сразу дать взятку. Нееет! Мы стали разбираться и доказывать, что мы правы. Суть остановки: проверка водительский удостоверений (которые были только у меня) и отсутствие шлема.  Сначала я показала права (на скутер вообще нужны права???), и пыталась доказать полисмену, что они действуют и за пределами России. Он уперся в стенку: "Где написано, что они международные? Где написано, что они международные?". Потом шлемы... каким-то волшебным образом все участники движения, которые минуту назад ехали без какой-либо защиты, оказались в шлемах. Наверное, тут тоже работает сарафанное радио: там то стоят пенты, всем одеть шлемы. Собственно, это единственный случай, когда я видела кого-либо на скутере и в шлеме. В итоге, 300 рупий и нас пустили на все четыре стороны. 150 рублей! Очень экономичные взятки в Индии!! 
 
Движение в городах очень суматошное, постоянно надо давить на клаксон, предупреждая о своих маневрах. Мне удалось расслабиться и получить минимальное удовольствие от езды только под конец поездки. Хотя это был первый раз, когда я управляла скутером. Мой вердикт: водить Мерседес в Германии проще! 

Такси. 
 
Такси мы пользовались только на Гоа. Трансфер из аэропорта до Морджим бич стоил 1600 рупий в одну сторону на пятерых. Поездка на другие пляжи вечером около 1200 рупий. Нам попался отличный водитель, который говорил без ужасного индийского акцента по-английски, регулярно нам помогал, в том числе с поиском байков и разруливанием ситуации с полисманами.  В один из вечером пока мы ехали тусить, он нам забронировал столик в ресторане.... хотя, наверное, он тоже получает какую-то мзду с этого ресторана, когда привозит туда туристов.  Но в целом он был милашкой. 
'
 

И последнее.. автобус-шатл между терминалами аэропорта Дели. 
 
На сайте аэропорта Дели я вычитала, что ходит бесплатный шатл между терминалами. Прилетев из Гоа, мы отправились искать остановку автобуса. Хоть в самом терминале и висели указатели, куда идти, сама остановка никак не обозначалась. Как сказал работник аэропорта: идете под мост, когда увидите толпу людей с чемоданами, это и будет остановка шатла. Очень мило ). Нашли, дождались, сели, едем. Тут подскакивает к нам индус и спрашивает билетики. Я не поняла, это же БЕСПЛАТНЫЙ шатл. Да, он бесплатный, но если вы не взяли бесплатные билеты на какой-то там стойке около терминала, платите по 25 рупий. WTF? Я стала отмазываться: ой у нас нет рупий уже, мы сейчас в самолет и back to Russia, хотите билеты покажем... Он был не сгибаемым! В итоге, милый американский бизнесмен оплатил за нас билеты и расцвел в улыбке после многочисленных thank you  в его адрес. Эта очередная история из серии "как придумать побольше рабочих мест": посадить двух людей за стойку выдавать бесплатные (!!!) билеты на автобус, потом еще одного проверять эти билеты. Хозяйке на заметку: поищите эту стойку на выходе из терминала 1, чтобы не искать американских бизнесменов, готовых за вас заплатить. Около международного терминала я эту стойку увидела, около нее огромная табличка "free tickets for shuttle bus". 
 

В отличие от многих путешественников по Индии, у меня не было аутентичного экспиренса поездок на поезде или общественном автобусе в больших городах. Думаю, моя чистоплотная душа этого не вынесла бы. Есть отличный фильм про путешествие на поезде по Индии- "Поезд на Дарджилинг". Надо пересмотреть, сравнить впечатления.

* - хороший сигнал, хорошие тормоза, хорошие нервы и удачи

1 комментарий:

  1. Шикарный транспорт у них конечно. Местные авиакомпании особенно порадовали)

    ОтветитьУдалить