среда, 5 сентября 2012 г.

Транспорт во Франции

Очередной пост моей подруги Леры о транспорте во Франции.

Франция – страна удивительная, почти идеальная и туда всегда хочется возвращаться. Моря и океан, озера и реки, горы и леса, климат на любой вкус, Париж и Ницца, Шанель и Диор, замки Луары и парки развлечений, вино и сыр,  круассаны и багеты и одна из самых больших в мире плотность достопримечательностей на квадратный метр! И ко всем вышеперечисленным достоинствам страны я бы добавила одно из самых полезных, удобных и даже гениальных – это транспортная система Франции – на мой взгляд одна из лучших и развитых в Европе, особенно ее рельсовая часть – железная дорога, трамваи и метро. Лично меня особенно захватывают первые два. О них и пойдет разговор!
Впервые я близко познакомилась с SNCF (Национальная компания железных дорог Франции) в 2008 году и это была любовь с первого взгляда! Прибыв в Париж, я доехала до вокзала на небольшом современном и очень симпатичном поезде-трамвайчике, который циркулирует между терминалами Аэропорта Шарль-дэ-Голь и носит название Шатл. Затем купила себе свой первый в жизни билет на французский поезд TGV – Train a Grand Vitesse -  дословно «поезд большой скорости», максимальная скорость, которую развивает ТЖВ – 350 км/, а с недавних пор новые поезда – 420 км/ч. Я также купила карточку 12-25, дающую до 50% скидку на все билеты на поезда тем, кому от 12 до 25 лет. Для других возрастов также есть скидки – до 12 и после 60 лет! С 26 по 59 лет скидок нет. Но это не беда, потому что на поезд всегда можно купить билет по акции, который нельзя вернуть или обменять, но цена на который наиболее низкая и это именно то предложение, от которого невозможно отказаться. Ну, разве можно спокойно пройти мимо предложений – Париж-Бордо – 25 евро, или Париж-Ницца – 35 евро! И я уже не говорю о коротких дистанциях – например Ницца-Монте-Карло – 2,75 евро. И все это в красивом и комфортабельном вагоне поезда, быстро, удобно, недорого, да еще и с прекрасным видом из окна. Вы можете сами выбирать себе вагон и место в нем, если, конечно, не покупаете последний свободный билет. Моя первая поездка на поезде из Парижа в Нант, с пересадкой в Ле Мане поразила мое воображение. Бесшумное движение, никакой тряски и это на такой сумасшедшей скорости, плавное едва заметное трогание и такие же остановки.



 
Вдоль всех ж/д путей на всей территории Франции не найти места, где у животных и
людей была бы возможность оказаться на рельсах. На открытых участках все
горожено, а закрытые участки и так закрыты.
Помимо TGV есть, к примеру, поезда TER – это региональные поезда, которые ездят в
рамках французских регионов, в каждом регионе свой TER, максимальная скорость
140 км/ч. Особенно приятно ездить на TER из города на океанский или морской курорт.
Абсолютная безопасность, экологичность, доступность и комфорт на высшем уровне – все
это есть в поездах SNCF. Единственным минусом, но вероятность напасть на него –
невысокая, являются французские «greves» - забастовки. Как правило, о том, что железная
дорога бастует известно заранее, поэтому сюрпризов быть не должно, хотя все же
случаются.
Французские трамваи есть практически в каждом относительно крупном городе, таких как
Бордо, Нант, Монпелье и пр. В каждом городе своя транспортная система, имеющая 
название. К примеру, в Нанте она называется tan – Transport a Nantes (объединяющая 3
линии трамваев, автобусы, а также удивительный Busway – не то автобус, не то трамвай,
который ездит исключительно по выделенной полосе и никто ему не мешает).
 



В        Монпелье tam – Transport a Montpellier. Дизайн трамваев – дело рук Кристиана Лакруа





В 2008 году линий было 2 – синяя с ласточками и красная с цветочками, а на сегодняшний день по Монпелье ездят уже 3 линии трамваев.
Очень необычно, когда по уже почтенным городам ездят такие современные и удобные красавцы. Двери открываются по нажатию кнопочки на дверях (как изнутри, так и снаружи). Сиденья удобные, двигаются трамваи плавно и почти бесшумно, как будто плывут. Более того на каждой остановке висит табло, где поминутно указано, когда придет ближайший поезд, а затем следующий. И ни разу не было, чтобы поезд или трамвай опоздал.
Зато у меня был случай, когда я опоздала на поезд Париж-Нант, он ушел у меня из под носа и все потому, что я перепутала платформы, а когда сообразила, было уже поздно. Я плача, пошла в кассы – мол, так и так, поезд ушел, я перепутала пути, можно ли уехать другим поездом – в итоге я доплатила всего 60 центов, подождала 2 часа и уехала следующим поездом! Меня не заставили покупать новый билет, мне просто поменяли билет на поезд, который уже ушел, на новый. На нужной платформе я была заранее и успешно добралась до Нанта.
Что касается самой покупки билетов, их можно приобрести либо в бюро по продаже билетов (обычно там написано SNCF), либо на сайте www.sncf.fr с помощью кредитной или дебетовой карты, язык можно поменять на английский, так что у не владеющих французским, проблем не будет. Там указывается направление (откуда-куда), билет в один конец (aller simple) или (aller retour), 1ый или 2ой класс, примерное время, которое вас устраивает. А потом после завершения поиска вываливается огромное количество вариантов поездок с разными ценами в зависимости от типа билета – подлежащие замене или сдаче, или без возможности это сделать –  они значительно дешевле. А первые можно сдать за несколько часов и даже минут до отхода поезда без потери стоимости, но это надо внимательно смотреть в описании тарифа билета. Порой предлагаются варианты путешествия первым классом по выгодным ценам. К примеру, если самый дешевый билет вторым классом стоит 20 евро, первым он будет стоить 30 евро, оба тарифа, поскольку самые дешевые, возврату и обмену не подлежат. Но с другой стороны мы покупаем билеты не для того, чтобы их сдавать, а чтобы путешествовать. А форс-мажоры – вещь достаточно редкая. Сдать или обменять билеты можно также в тех же бюро по продаже билетов. Единственное с чем могут возникнуть проблемы – это с языком. В Париже вам без труда удастся это сделать, английским там по большей части владеют, а вот во всех остальных городах это будет проблематичнее! Впрочем можно освоить парочку французских слов, даже сказав «Бонжур» вы сумеете расположить к себе спесивых и не особо любящих иностранные языки французов. А дальше можно изложить свою просьбу на английском. Огромное количество европейцев путешествует по Франции, не владея при этом французским, если у них получается, то и вас получится, если английским вы владеете.
Прошло уже 4 года, а я все также восхищаюсь транспортной системой Франции, и если оказываюсь в стране, обязательно «профитирую» (от фр. profiter – пользоваться, извлекать выгоду) от замечательных поездок на одном из самых безопасных видов транспорта.
И напоследок, переформулировав фразу известной российской авиакомпании, хочется сказать – «Пользуйтесь поездами и трамваями SNCF»!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий