пятница, 7 декабря 2012 г.

Швеция. Впечатления

Финансовые итоги подведены, теперь обратимся к впечатлениям. 


Провезти алкоголь, купленный в русском duty free, через Европу нельзя.

Мы летели в Стокгольм очень запутанными путями - через Париж. Так как рейс из Москвы задержали, мы решили алкоголь (читай: гуманитарную помощь шведам) купить в duty free Шереметьево. Честно говоря, я не знала, что даже трижды запакованный алкоголь, купленный не в Евросоюзе, нельзя провозить по территории Европы в ручной клади. Нет доверия у французов к бутылкам, купленным в московском duty free. Секьюрити предложил нам либо сдать все в багаж, либо оставить им. Сдать в багаж оказалось не так то просто. Во-первых, надо купить где-то там коробку за 10 евро, во-вторых, заплатить 50 евро за дополнительный багаж. Мы примерно столько же потратили на сам алкоголь! Thanx God! У моей подруги оказались оперативные друзья, живущие в Париже, которые приехали и забрали наши бутылки у службы безопасности аэропорта. Оставлять охранникам 3 бутылки отличного алкоголя было просто жалко!  Пришлось закупаться по новой в парижском duty free. Для путешественников по Евросоюзу, цены там на порядок выше. Бутылка виски Jameson 1л в Москве стоила 20 евро, в Париже 28! 
Кстати, подобная ситуация была у меня в Китае при пересадке в Пекине на пути в Шанхай. Там, бутылки, купленные в московском аэропорту, разрешили провезти.

Штрафы в Швеции
В первый же день мы попались шведскому ГИБДД. Не пристегнулись (с разрешения водителя, кстати!!!) на заднем сидении и чуть не попали на 1500 крон (180 евро) каждая. Пристегивайтесь!!!


... и другие дорожные приключения
В этот раз мы очень много ездили на машине. Благодаря этому, я поняла, что четкое соблюдение правил дорожного движения в Европе - это миф. Пешеходы без зазрения совести топают на красный свет или переходят дорогу в неположенном месте. Соблюдают четко только правила парковки, часто мы парковались очень далеко от места назначения, зато по правилам. Если машина стоит не в том месте или слишком долго (например, когда разрешена парковка только на час) - сразу под дворником появляется квитанция со штрафом. Собственно, как и везде в Европе.


Эпопея с билетами на общественный транспорт
Если вы остановились в небольшом шведском городке, например пригород Стокгольма Мэшта, советую заранее позаботиться о билетах на автобус. Купить билеты на остановке или у водителя не возможно! На остановке висит плакат "Покупайте билеты через смс. Отправьте букву зоны на короткий номер и будет вам счастье". Мало того, что зоны указаны цифрами, а просят отправить их буквами, так этот сервис еще работает только для шведских сим карт! У нас ничего не вышло с этими смс и мы топали пешком до вокзала. Вроде можно купить билет заранее на сайте sj.se и распечатать, но возможности проверить этот вариант у нас не было. Еще билеты продаются в киосках и магазинах. Очень не удобно. В Стокгольме и Упсала ситуация лучше, там хоть есть автоматы на остановках. Но автоматы не дают сдачи!!!! Говорят скоро этот смс сервис отменят из-за не эффективности. Шведская молодежь пользуется фэйковыми смс билетами. Они закачивают в свои смартфоны специальное приложение, которое генерирует билеты с уникальными номерами.


Как получить PhD в Европе
Поездка была приурочена защите PhD нашего друга. Я ни разу не была на защите докторской в России и мне не с чем сравнивать. В Европе все происходит так. Первым выступает оппонент. Он делает маленькую презентацию актуальности проблемы, которую исследовал кандидат. Потом начинается самое страшное "ask - answer session". Оппонент мучает вопросами кандидата. Причем вопросы зачастую общие, а не только по теме исследования. В нашем случае вся эта сессия продолжалась 2,5 часа, говорят, это не предел - дискуссия может длиться и 4 часа. Как кандидатам удается сохранять спокойный ум- загадка. После оппонента вопросы задают члены комиссии, но это все очень быстро проходит. Далее кандидат с группой поддержки удаляется пить шампанское, а комиссия заседает и решает давать степень или нет. Хотя это уже формальность, PhD не дают только, когда соискатель совсем слова вымолвить не может.  Наш друг успешно защитился, теперь у меня в приятелях есть доктор! Хотя он, по-моему, сам еще не осознал это.

Глёк и сладкий миндаль
На дворе конец ноября и в Европе открываются рождественские ярмарки. Стокгольм не исключение. Ярмарка открылась в старом городе на Гамлан Стан и Сканска - музее под открытым небом. Мы были в старом городе, базар здесь не очень большой. Продают поделки, различные продукты от колбасы до меда, национальную одежду. Если в Германии и Австрии на таких ярмарках пьют глинтвейн, в Швеции наливают Глёк. Это горячий напиток тоже на основе красного вина, но в сто раз слаще. Глёк надо попивать, закусывая засахаренным миндалем. Все вместе через-чур сладко). Глинтвейн на рождественском базаре в Берлине мне понравился больше.

Шведский кофе
Шведы очень любят кофе (хотя ни одного кафе Старбакс я не заметила). Сильнее кофе любят только финны. Причины такой любви, возможно, в очень коротком световом дне в зимний период. Поэтому они пьют тонны кофе для бодрости. Не знаю, что меня дернуло выпить шведского кофе вечером, но это явно было моей большой ошибкой. Я не могла после него спать сутки. Мое сердце билось как бешеное. Я никогда не отказываю себе в латте вечером, и никогда у меня такого эффекта не наблюдалось. Поэтому все остальные дня я пила кофе только в 8 утра - позже боялась. Будьте осторожны со шведким кофе.

Шведы
Как девушка, я не могла не оценить стать скандинавов)) Все очень высокие и .... лысые! Такого количество лысых мужчин я нигде не видела. Видимо, светлые волосы очень плохо крепятся к голове. У большинства мужчин очень мягкие, почти женские черты лица. Чтобы добавить себе брутальности,  парни отращивают бороды. Вот такие они шведские красавцы- лысые, бородатые, высокие потомки викингов.
В этот раз мы очень много общались в русскими, живущими в Швеции. Они рассказали нам интересную вещь. Когда швед хочет показать свою заинтересованности в разговоре, он делает короткие вдохи (как будто у человека астма) или втягивает воздух (как будто пьет из трубочки). Я сама этого не отметила, но живущие там давно, говорят - это правда)).


Как одеваться осенью в Стокгольме
Кроме вещей из H&M, я привезла из Стокгольма насморк. В это время нужно одевать утепленные резиновые сапоги и непромокаемую куртку. Постоянно шел мелкий дождь и были лужи на улицах. Из-за такой погоды погулять и насладиться архитектурой не получилось. Надо обязательно вернуться туда летом, когда солнце почти не заходит за горизонт, а на градуснике +25.
Да, в этот раз никаких глобальных походов по музеям, глубокомысленного шоппинга и прогулок по городу. Большую часть времени занимало общение с разными прекрасными людьми. Я очень рада такому путешествию и такому отдыху, потому что гораздо глубже погрузилась в культуру и образ жизни Швеции.

Отчет по шоппингу будет скоро!

Комментариев нет:

Отправить комментарий